Земер.ру: Константин Филиппишин о государственно-частном партнерстве

Мнение эксперта: Константин Филиппишин

На мой взгляд, государственно-частное партнерство — это предсказуемые и прописанные хотя бы крупными мазками обязательства сторон: публичного партнера в лице муниципалитета или субъекта Федерации и девелопера-застройщика.

В некоторых развитых странах эта предсказуемость присутствует уже в законах, и девелоперам часто достаточно просто действовать в соответствии с ними, чтобы планировать три основных составляющих ГЧП, о которых нам в нашей стране приходится договариваться отдельно:

  • Социальная инфраструктура девелоперских проектов.
  • Инженерная инфраструктура девелоперских проектов.
  • Земля.

Ситуация сегодня такова, что все меньше остается муниципальных земельных участков под застройку. Такая возможность сохранилась еще в регионах, где, соответственно, может составляться договор аренды на условиях комплексного освоения территории с прописанными условиями государственно-частного партнерства. У нас такие договоры заключены в проектах «Экодолье Оренбург» и «Экодолье Обнинск».

Также существуют договоренности по совместному развитию социальной и инженерной инфраструктуры девелоперских проектов, и здесь возможны варианты. Например, в Московской области в последнее время появилась большая надежда на создание областью равных условий для всех застройщиков. Мы видим более системное и справедливое отношение к застройщикам относительно социальной инфраструктуры проектов. Если раньше это были разовые решения, точечная застройка и преференции, то сейчас речь идет о системном включении социальных объектов в финансовые модели девелоперских проектов.

Например, мы в проекте «Экодолье Шолохово» запланировали строительство детского сада и школы за счет проекта, обеспечив тем самым комфортное проживание всех категорий жителей нашего мультиформатного поселка. Мы заключили инвестиционный контракт с районом и муниципалитетом, под патронажем области, в котором отражены все эти условия. И мы рассчитываем на то, что наш продукт будет высококонкурентным, востребованным, потому что и все остальные игроки рынка поставлены в те же самые условия. Соответственно, при соблюдении этой практики многие девелоперские проекты будут развиваться более быстро и предсказуемо.

Что касается других проектов «Экодолье», то в них мы тоже, как правило, заключаем соглашения с правительствами субъектов Федерации, в которых мы более или менее детально договариваемся о государственно-частном партнерстве. В первую очередь, конечно, о социальной и инженерной инфраструктуре. Например, в Оренбурге, благодаря государственно-частному партнерству, минимальным ценам и хорошему объему продаж, у нас получился самый большой организованный поселок в России. Полтора года назад в «Экодолье Оренбург» открылся первый детский сад, построенный также в рамках ГЧП, в ближайших планах — строительство школы.

В свою очередь, государство также заинтересовано в развитии таких социальных объектов. И именно в больших проектах с большим количеством единиц жилья, в том числе и малоэтажного, такие объекты должны закладываться. При этом государство получает возможность влиять на развитие таких проектов: финансируя все или часть объектов социальной или инженерной инфраструктуры, оно может получать нужные цены или объемы жилья, решая тем самым стоящие перед ним на текущий момент вопросы. Например, оказывая государственную поддержку нашему проекту «Экодолье Калуга», губернатор хочет, чтобы все наши объекты с ГЧП реализовывались по цене на уровне и ниже цен, установленных Минстроем РФ. Это сильно форсирует рынок жилья, обеспечение жильем работников технопарков, которые активно открываются в Калужской области.

При этом нужно понимать, что если застройщик предсказуем, если у него прозрачная аудируемая отчетность, акционерами являются международные фонды, то уровень доверия администрации к проектам возрастает, а риски уменьшаются. Соответственно, есть все предпосылки для заключения соглашения о ГЧП.



Источник: Портал Земер.ру